Alfredo Casella. Sicilienne et Burlesque for Flute and Piano, Op. 23 (1914)
Eugène Bozza. Agrestide for flute and piano, op. 44
Jan Rychlík. Partita for Flute solo No. 4, 1954
Представляем вашему вниманию сочинения зарубежных композиторов для солирующей флейты в исполнении Валентина Зверева (1942 – 2011).
Запись реставрирована с пластинки фирмы “Мелодия”
Здесь всего два трека, соответствуя первой и второй стороне пластинки.
Содержание обложки:
А.Руссель. Игры на флейте, сюита, соч.27 №1-4 (1.Pan; 2.Titure; 3. Krishna; 4. Monsier de la Pejaudic)
Немало интересных произведений для духовых инструментов написано французским композитором Альбертом Русселем (1869-1937). В его музыке заметно проявились характерные черты импрессионизма: новшества в области гармонии и инструментовки, свежесть и непосредственность чувств и ощущений, живописность, красочность воспроизведения образов природы. Сюита “Игры на флейте” – это четыре маленькие зарисовки-портрета. Название первой миниатюры – “Пан”. Оно связано с древнегреческим мифом, рассказывающим о происхождении флейты. Бог лесов и полей. покровитель пастухов Пан проникся любовью к нимфе Сиринкс. Спасаясь от преследования Пана, нимфа обратилась с мольбой о помощи к богу рек, и тот превратил ее в тростник. Из этого тростника Пан сделал флейту. Поэтому до сих пор одна из разновидностей флейты носит название “Пан-флейты”. Пьеса написана в свободном импровизационном стиле. Вторая и четвертая миниатюры названы именами двух исполнителей – флейтистов: “Титюр” и “Господин Пежоди”. Одна из пьес выдержана в характере токкаты, другая – грациозного танца. Третья миниатюра – “Кришна” – озаглавлена по имени одного из индийских богов и представляет собой музыкальную стилизацию.
А.Казелла. Сицилиана и Бурлеска для флейты и фортепиано
Народные мотивы легли в основу Сицилианы и Бурлески для флейты и фортепиано итальянского композитора, пианиста и дирижера Альфреда Казелла (18583 – 1947). Пьесы изобилуют красочными фигурациями, мелизмами, так свойственными специфике флейты.
Э.Бозза. Агрестид, соч.43
Многочисленные сочинения для духовых инструментов, созданные французским композитором Эженом Бозза (р. 1905), как правило, носят яркий концертно-виртуозный характер. Примером тому может служить пьеса “Агрестид” для флейты и фортепиано. Пасторальное настроение музыки в соединении с народными мотивами создает колорит типичной сельской зарисовки.
Д.Мийо. Сонатина для флейты и фортепиано, соч. 1922 г
Дариус Мийо (р. 1892) – французский композитор, участник знаменитой “Шестерки” (в нее входили также Л. Дюрей, А. Онеггер, Ж. Орик, Ф. Пуленк, Ж. Тайефер). В его творчестве отразились различные стили и композиционные приемы. Автор многих опер и балетов, кантат, симфоний, Д. Мийо создал также огромное количество произведений камерно-инструментальных жанров. Санатина для флейты и фортепиано написана в 1922 году. Три части этого сочинения по существу не контрастны. Они проникнуты общим лирическим настроением.
М.Пот. Легенда для флейты и фортепиано
Бельгийский композитор Марсель Пот (р. 1901) – автор ряда опер. балетов, симфоний и других сочинений. Одно из известных произведений композитора – Легенда для флейты и фортепиано. Пышные гармонии в аккомпанименте, широкие речитативные эпизоды в партии флейты придают музыке характер повествования. В среднем разделе музыка приобретает героический оттенок.
Я.Рыхлик. Партита IV для флейты соло, соч. 1954 г.
Творческая деятельность чешского композитора Яна Рыхлика (р. 1916) в основном сосредоточена в области камерной музыки. Им написаны Камерная сюита для струнного квартета, Южночешские народные песни и песенки для мужских и женских голосов в сопровождении скрипки, кларнета и бас-кларнета, детские хоры “а капелла” и др. В своих сочинениях для флейты композитор следует старой классической традиции: инструмент представлен только соло без какого-либо сопровождения. Таковы Четыре этюда и Четыре партиты для флейты соло, написанные в 1954 году. Четыре партиты были удостоены в 1956 году премии Союза чехословацких композиторов и Чешского музыкального фонда. В этих произведениях главную эмоциональную и художественно-смысловую нагрузку несет развитая, выразительная мелодическая линия. Партита IV открывается торжественной Чаконой. Много раз повторяющаяся остинатная тема сопровождается мягкими подголосочными выриациями. Вторая часть – жанровая картина “Балет”, третья – живой танец “Каприччо”, четвертая – медленное и спокйное “Adio” (“Прощай”).
Автор: Ю.Усов