Руссель, Казелла, Бозза, Мийо, Пот, Рыхлик
 
13

 

 

Представляем вашему вниманию сочинения зарубежных композиторов для солирующей флейты в исполнении Валентина Зверева (1942 – 2011).

Запись реставрирована с пластинки фирмы “Мелодия”

Здесь всего два трека, соответствуя первой и второй стороне пластинки.

Содержание обложки:

А.Руссель. Игры на флейте,  сюита, соч.27 №1-4 (1.Pan; 2.Titure; 3. Krishna; 4. Monsier de la Pejaudic)

Немало интересных произведений для духовых инструментов написано французским композитором Альбертом Русселем (1869-1937). В его музыке заметно проявились характерные черты импрессионизма: новшества в области гармонии и инструментовки, свежесть и непосредственность чувств и ощущений, живописность, красочность воспроизведения образов природы. Сюита “Игры на флейте” – это четыре маленькие зарисовки-портрета. Название первой миниатюры – “Пан”. Оно связано с древнегреческим мифом, рассказывающим о происхождении флейты. Бог лесов и полей. покровитель пастухов Пан проникся любовью к нимфе Сиринкс. Спасаясь от преследования Пана, нимфа обратилась с мольбой о помощи к богу рек, и тот  превратил ее в тростник. Из этого тростника Пан сделал флейту. Поэтому до сих пор одна из разновидностей флейты носит название “Пан-флейты”. Пьеса написана в свободном импровизационном стиле. Вторая и четвертая миниатюры названы именами двух исполнителей – флейтистов: “Титюр” и “Господин Пежоди”. Одна из пьес выдержана в характере токкаты, другая – грациозного танца. Третья миниатюра – “Кришна” – озаглавлена по имени одного из индийских богов и представляет собой музыкальную стилизацию.

А.Казелла. Сицилиана и Бурлеска для флейты и фортепиано

Народные мотивы легли в основу Сицилианы и Бурлески для флейты и фортепиано итальянского композитора, пианиста и дирижера Альфреда Казелла (18583 – 1947). Пьесы изобилуют красочными фигурациями, мелизмами, так свойственными специфике флейты.

Э.Бозза. Агрестид, соч.43

Многочисленные сочинения для духовых инструментов, созданные французским композитором Эженом Бозза (р. 1905), как правило, носят яркий концертно-виртуозный характер. Примером тому может служить пьеса “Агрестид” для флейты и фортепиано. Пасторальное настроение музыки в соединении с народными мотивами создает колорит типичной сельской зарисовки.

Д.Мийо. Сонатина для флейты и фортепиано, соч. 1922 г

Дариус Мийо (р. 1892) – французский композитор, участник знаменитой “Шестерки” (в нее входили также Л. Дюрей, А. Онеггер, Ж. Орик, Ф. Пуленк, Ж. Тайефер). В его творчестве отразились различные стили  и композиционные приемы. Автор многих опер и балетов, кантат, симфоний, Д. Мийо создал также огромное количество произведений камерно-инструментальных жанров. Санатина для флейты и фортепиано написана в 1922 году. Три части этого сочинения по существу не контрастны. Они проникнуты общим лирическим настроением.

М.Пот. Легенда для флейты и фортепиано

Бельгийский композитор Марсель Пот (р. 1901) – автор ряда опер. балетов, симфоний и других сочинений. Одно из известных произведений композитора – Легенда для флейты и фортепиано. Пышные гармонии в аккомпанименте, широкие речитативные эпизоды в партии флейты придают музыке характер повествования. В среднем разделе музыка приобретает героический оттенок.

Я.Рыхлик. Партита IV для флейты соло, соч. 1954 г.

Творческая деятельность чешского композитора Яна Рыхлика (р. 1916) в основном сосредоточена в области камерной музыки. Им написаны Камерная сюита для  струнного квартета, Южночешские народные песни и песенки для мужских и женских голосов в сопровождении скрипки, кларнета и бас-кларнета, детские хоры “а капелла” и др. В своих сочинениях для флейты композитор следует старой классической традиции: инструмент представлен только соло без какого-либо сопровождения. Таковы Четыре этюда и Четыре партиты для флейты соло, написанные в 1954 году. Четыре партиты были удостоены в 1956 году премии Союза чехословацких композиторов и Чешского музыкального фонда. В этих произведениях главную эмоциональную и художественно-смысловую нагрузку несет развитая, выразительная мелодическая линия. Партита IV открывается торжественной Чаконой. Много раз повторяющаяся остинатная тема сопровождается мягкими подголосочными выриациями. Вторая часть – жанровая картина “Балет”, третья – живой танец “Каприччо”, четвертая – медленное и спокйное “Adio” (“Прощай”).

Автор: Ю.Усов

www.myflute.ru