MyFlute.ru

Г.Ф. ТЕЛЕМАН (1681-1767)

СОНАТЫ ДЛЯ ФЛЕЙТЫ И КЛАВЕСИНА

ВАЛЕНТИН ЗВЕРЕВ, флейта
ИГОРЬ ЖУКОВ, клавесин

Соната соль минор (из сборника «Sonate metodiche», соч. 13 № 1)
1. Adagio

2. Vivace (5.48)

3. Grave (2.55)

4. Allegro (1.43)

Соната ля мажор (из сборника «Sonate metodiche», соч. 13 № 2)
1. Adagio (4.07)

2. Vivace (2.57)

3. Cortesemente  (1.45)

4. Vivace (2.54)

Соната ми минор (из сборника «Sonate metodiche», соч. 13 № 3)
1. Grave (3.47)

2. Vivace (2.19)

3.    Cunando(2.41)

4.    Vivace (2.27)

Соната ре минор (из сборника «Continuation des Sonates methodiques» соч. 1732 г. № 5)
1. Andante (2.46)

2. Allegro (2,56)

3. Tempo giusto (1,23)

4. Vivace 5. Allegro 2,56

 

Г.Ф. ТЕЛЕМАН (1681-1767) СОНАТЫ ДЛЯ ФЛЕЙТЫ И КЛАВЕСИНА«Люлли достоин  славы,  Корелли,— лестных мнений, один лишь  Телеман превыше всех хвалений».  Так один  из крупнейших Музыкальных критиков первой половины XVIII столетия Иоганн Маттесон выражал в  стихотворной  форме   свое восхищение  творчеством Георга  Филиппа  Телемана   (1681— 1767).  При жизни  музыка  этого  композитора   пользовалась неизменной популярностью, прославив его имя по всей Европе. Молодые годы Телеман провел в постоянных скитаниях. Сын лютеранского пастора   из   Магдебурга,  он  с юных лет проявлял незаурядное музыкальное дарование, поразительную энергию и трудоспособность. Начав заниматься композицией в детские годы, Телеман, еще будучи студентом Лейпцигского университета, где он изучал философию   и   юриспруденцию, пишет кантаты для церкви святого Фомы, оперы для городского театра. Окончательно избрав карьеру музыканта, композитор работает в качестве придворного капельмейстера в Зорау и Эйзенахе, служит «музыкальным директором» во Франкфурте-на-Майне. В  1721  году   Телеман   занимает   должность кантора церкви святого Иоанна в Гамбурге, ставшем его пристанищем до конца дней.
Везде, куда бы ни забросила его судьба, композитор напряженно и интенсивно трудится. Из-под его пера с удивительной быстротой появляются все новые и новые произведения. Телеман с легкостью осваивает характерные особенности немецкой, французской, итальянской, западнославянской   музыки;  овладевает искусством   игры   почти   на   всех   широко  употребительных инструментах — органе, клавесине, скрипке,
виоле да гамба, контрабасе, флейте, гобое, басовом тромбоне;
неустанно занимается просветительской деятельностью — организует концерты, выступает как эстетик и критик, издает Первый в Германии периодический музыкальный журнал. Громкая слава, восторженное признание, всегда встречавшee Телемана как в немецких городах, так и за пределами Германии, сменилась после его смерти долгим забвением. Наступило возрождение музыки Иоганна Себастьяна Баха. Обоих композиторов связывали дружеские отношения и глубокое взаимное уважение, однако обстоятельства сложились так, что Телеман не раз выступал счастливым соперником Баха. Музыка Телемана в те годы совершенно затмевала бессмертные творения Баха, ценимого современниками в первую очередь как органиста; Телеману повсюду отдавали предпочтение; даже должность кантора церкви святого Фомы была предложена Баху лишь после того, как от нее отказался Телеман
Последующие поколения музыкантов и любителей музыки жестоко отомстили Телеману за эту невольную «конкуренцию». В XIX — начале, XX века его сочинения совершенно не исполняются; за Телеманом утверждается квалификация незначительного поверхностного композитора, чуть ли не эпигона. Еще совсем недавно в трудах музыковедов можно было встретить отзывы о музыке  Телемана, как о лишенной самобытности, написанной в подражательной модному французскому искусству манере и основательно забытой после смерти композитора.
Лишь в наше время резко возросший интерес к старинной музыке способствовал возрождению творчества Телемана. Его произведения, все чаще и чаще появляющиеся в концертных программах и на пластинках, пользуются заслуженной любовью и вниманием слушателей.
Поистине необъятное наследие Телемана, многое из которого, к сожалению, не дошло до нас, включает огромное количество произведений практически во всех существовавших тогда жанрах: церковные вокально-инструментальные циклы и комические оперы, кантаты и песни, концерты и сюиты для оркестра, клавирные пьесы и камерные ансамбли. Точное их количество не мог сосчитать даже сам композитор; по мнению ряда музыковедов, только одних оркестровых сюит Телеман написал около тысячи!
Творчество Телемана с необыкновенной органичностью синтезирует в себе стилевые черты музыкального искусства многих стран и народов Европы. Воспитанник немецкой школы, Телеман живо интересовался и деятельно пропагандировал итальянскую и, особенно, французскую музыку. Во время пребывания в Зорау (теперь это город Зары на территории Польши) композитор знакомится с польским и моравским фольклором, своеобразие которого произвело на него неизгладимое впечатление. Создав ряд «Польских» сонат и концертов, Телеман явился одним из первых композиторов европейского масштаба, претворивших в своей музыке особенности польского народного творчества.
Искусство Телемана отличается яркостью и рельефностью образов, сочетанием сочного жанрового колорита с тонкостью и изысканностью письма, изощренностью и богатством развития и в то же время необыкновенной доходчивостью. «Я всегда стремился быть, доступным,— писал сам композитор.— Музыку не следует превращать в нечто вроде черной магии». Присущие творчеству Баха интеллектуальная мощь, философская углубленность, высокий трагизм не свойственны Телеману— этим и обусловлено его превосходство в глазах современников над скромным лейпцигским кантором. И тем не менее мелодическая щедрость, неистощимая фантазия, искренность и задушевность делают и для нас его музыку вполне современной в самом лучшем смысле этого слова.
Значительную часть творческого наследия Телемана составляют камерные ансамбли самых различных типов: сольные сонаты и трио-сонаты, квартеты для смешанного состава струнных и деревянных духовых с цифрованным басом, концерты для четырех солирующих скрипок без сопровождения. Ансамбли Телемана отличаются многообразием жанров и форм, мастерством полифонической разработки, колоритными в свежими находками в области сопоставлений различных по тембру инструментов.
На этой пластинке представлены четыре сонаты для флейты и клавесина из цикла двенадцати методических сонат для поперечной флейты или скрипки и basso continuo. Первые шесть сонат были изданы в 1728 году, как опус 13, вторые (под названием «Продолжение методических сонат») — 1732 году в Гамбурге. Термин «методические», очевидно, указывает на возможное педагогическое применение этих произведений, а предназначая их для флейты или скрипки, композитор следовал традициям эпохи барокко, где подобные замены практиковались постоянно.
По принципам строения флейтовые сонаты Телемана примыкают к старинной итальянской «Sonata da chiesa» («церковной сонате») с ее чередованием четырех, реже пяти контрастных по темпу частей (первые шесть сонат — четырехчастные, вторые — пятичастные).
Первые части — обычно медленные, в темпе Grave, Adagio или Andante — задумчивые монологи флейты на фоне выразительного клавесинного сопровождения, скорбные и печальные в минорных сонатах, светлые и безмятежные в мажорных.  Вторые и четвертые части — Allegro или Vivace в характере подвижного танца, часто в движении жиги (вторые части сонат соль минор и ля мажор, четвертые части сонат ми минор и ре минор). Как правило, они отличаются наиболее полифонизированной фактурой и развернутыми масштабами, написаны в протяженной старинной двухчастной или трех-частной форме da capo. В Сонате ре минор четвертая часть — свободно построенное рондо с контрастным ре мажорным центральным эпизодом с выдержанным «волыночным» басом в начале.
Две быстрые части обрамляют третью, медленную, образующую краткое лирическое интермеццо. Эта часть, нередко написанная в параллельном мажоре или миноре по отношению к основной. тональности, иногда близка сарабанде (Соната соль минор), иногда полонезу (Соната ре минор).
В Сонату ре минор, как и в другие сонаты второй тетради, введена пятая часть — Allegro, служащее сжатым и лаконичным завершением цикла.
*     *     *
Валентин Зверев — солист Государственного академического симфонического оркестра СССР. Он получил образование в Ленинградской консерватории, которую окончил по классу профессора И. Ф. Януса. В течение нескольких лет работал в оркестре Ленинградского театра оперы и балета имени С. М. Кирова. В. Зверев — лауреат Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей (1963), Международных конкурсов в Праге (1968) и в Мюнхене (1970).
Концертная деятельность пианиста и клавесиниста Игоря Жукова началась с 1956 года. Он воспитанник Московской консерватории, которую окончил в 1960 году по классу профессора Г. Г. Нейгауза. В 1957 году Жуков был удостоен звания лауреата на Международном конкурсе пианистов имени Маргариты Лонг в Париже. Как солист и ансамблист он концертирует во многих городах СССР и зарубежных странах.