Г.Ф. ТЕЛЕМАН (1681-1767)
СОНАТЫ ДЛЯ ФЛЕЙТЫ И КЛАВЕСИНА
ВАЛЕНТИН ЗВЕРЕВ, флейта
ИГОРЬ ЖУКОВ, клавесин
Соната соль минор (из сборника «Sonate metodiche», соч. 13 № 1)
1. Adagio
2. Vivace (5.48)
3. Grave (2.55)
4. Allegro (1.43)
Соната ля мажор (из сборника «Sonate metodiche», соч. 13 № 2)
1. Adagio (4.07)
2. Vivace (2.57)
3. Cortesemente (1.45)
4. Vivace (2.54)
Соната ми минор (из сборника «Sonate metodiche», соч. 13 № 3)
1. Grave (3.47)
2. Vivace (2.19)
3. Cunando(2.41)
4. Vivace (2.27)
Соната ре минор (из сборника «Continuation des Sonates methodiques» соч. 1732 г. № 5)
1. Andante (2.46)
2. Allegro (2,56)
3. Tempo giusto (1,23)
4. Vivace 5. Allegro 2,56
«Люлли достоин славы, Корелли,— лестных мнений, один лишь Телеман превыше всех хвалений». Так один из крупнейших Музыкальных критиков первой половины XVIII столетия Иоганн Маттесон выражал в стихотворной форме свое восхищение творчеством Георга Филиппа Телемана (1681— 1767). При жизни музыка этого композитора пользовалась неизменной популярностью, прославив его имя по всей Европе. Молодые годы Телеман провел в постоянных скитаниях. Сын лютеранского пастора из Магдебурга, он с юных лет проявлял незаурядное музыкальное дарование, поразительную энергию и трудоспособность. Начав заниматься композицией в детские годы, Телеман, еще будучи студентом Лейпцигского университета, где он изучал философию и юриспруденцию, пишет кантаты для церкви святого Фомы, оперы для городского театра. Окончательно избрав карьеру музыканта, композитор работает в качестве придворного капельмейстера в Зорау и Эйзенахе, служит «музыкальным директором» во Франкфурте-на-Майне. В 1721 году Телеман занимает должность кантора церкви святого Иоанна в Гамбурге, ставшем его пристанищем до конца дней.
Везде, куда бы ни забросила его судьба, композитор напряженно и интенсивно трудится. Из-под его пера с удивительной быстротой появляются все новые и новые произведения. Телеман с легкостью осваивает характерные особенности немецкой, французской, итальянской, западнославянской музыки; овладевает искусством игры почти на всех широко употребительных инструментах — органе, клавесине, скрипке,
виоле да гамба, контрабасе, флейте, гобое, басовом тромбоне;
неустанно занимается просветительской деятельностью — организует концерты, выступает как эстетик и критик, издает Первый в Германии периодический музыкальный журнал. Громкая слава, восторженное признание, всегда встречавшee Телемана как в немецких городах, так и за пределами Германии, сменилась после его смерти долгим забвением. Наступило возрождение музыки Иоганна Себастьяна Баха. Обоих композиторов связывали дружеские отношения и глубокое взаимное уважение, однако обстоятельства сложились так, что Телеман не раз выступал счастливым соперником Баха. Музыка Телемана в те годы совершенно затмевала бессмертные творения Баха, ценимого современниками в первую очередь как органиста; Телеману повсюду отдавали предпочтение; даже должность кантора церкви святого Фомы была предложена Баху лишь после того, как от нее отказался Телеман
Последующие поколения музыкантов и любителей музыки жестоко отомстили Телеману за эту невольную «конкуренцию». В XIX — начале, XX века его сочинения совершенно не исполняются; за Телеманом утверждается квалификация незначительного поверхностного композитора, чуть ли не эпигона. Еще совсем недавно в трудах музыковедов можно было встретить отзывы о музыке Телемана, как о лишенной самобытности, написанной в подражательной модному французскому искусству манере и основательно забытой после смерти композитора.
Лишь в наше время резко возросший интерес к старинной музыке способствовал возрождению творчества Телемана. Его произведения, все чаще и чаще появляющиеся в концертных программах и на пластинках, пользуются заслуженной любовью и вниманием слушателей.
Поистине необъятное наследие Телемана, многое из которого, к сожалению, не дошло до нас, включает огромное количество произведений практически во всех существовавших тогда жанрах: церковные вокально-инструментальные циклы и комические оперы, кантаты и песни, концерты и сюиты для оркестра, клавирные пьесы и камерные ансамбли. Точное их количество не мог сосчитать даже сам композитор; по мнению ряда музыковедов, только одних оркестровых сюит Телеман написал около тысячи!
Творчество Телемана с необыкновенной органичностью синтезирует в себе стилевые черты музыкального искусства многих стран и народов Европы. Воспитанник немецкой школы, Телеман живо интересовался и деятельно пропагандировал итальянскую и, особенно, французскую музыку. Во время пребывания в Зорау (теперь это город Зары на территории Польши) композитор знакомится с польским и моравским фольклором, своеобразие которого произвело на него неизгладимое впечатление. Создав ряд «Польских» сонат и концертов, Телеман явился одним из первых композиторов европейского масштаба, претворивших в своей музыке особенности польского народного творчества.
Искусство Телемана отличается яркостью и рельефностью образов, сочетанием сочного жанрового колорита с тонкостью и изысканностью письма, изощренностью и богатством развития и в то же время необыкновенной доходчивостью. «Я всегда стремился быть, доступным,— писал сам композитор.— Музыку не следует превращать в нечто вроде черной магии». Присущие творчеству Баха интеллектуальная мощь, философская углубленность, высокий трагизм не свойственны Телеману— этим и обусловлено его превосходство в глазах современников над скромным лейпцигским кантором. И тем не менее мелодическая щедрость, неистощимая фантазия, искренность и задушевность делают и для нас его музыку вполне современной в самом лучшем смысле этого слова.
Значительную часть творческого наследия Телемана составляют камерные ансамбли самых различных типов: сольные сонаты и трио-сонаты, квартеты для смешанного состава струнных и деревянных духовых с цифрованным басом, концерты для четырех солирующих скрипок без сопровождения. Ансамбли Телемана отличаются многообразием жанров и форм, мастерством полифонической разработки, колоритными в свежими находками в области сопоставлений различных по тембру инструментов.
На этой пластинке представлены четыре сонаты для флейты и клавесина из цикла двенадцати методических сонат для поперечной флейты или скрипки и basso continuo. Первые шесть сонат были изданы в 1728 году, как опус 13, вторые (под названием «Продолжение методических сонат») — 1732 году в Гамбурге. Термин «методические», очевидно, указывает на возможное педагогическое применение этих произведений, а предназначая их для флейты или скрипки, композитор следовал традициям эпохи барокко, где подобные замены практиковались постоянно.
По принципам строения флейтовые сонаты Телемана примыкают к старинной итальянской «Sonata da chiesa» («церковной сонате») с ее чередованием четырех, реже пяти контрастных по темпу частей (первые шесть сонат — четырехчастные, вторые — пятичастные).
Первые части — обычно медленные, в темпе Grave, Adagio или Andante — задумчивые монологи флейты на фоне выразительного клавесинного сопровождения, скорбные и печальные в минорных сонатах, светлые и безмятежные в мажорных. Вторые и четвертые части — Allegro или Vivace в характере подвижного танца, часто в движении жиги (вторые части сонат соль минор и ля мажор, четвертые части сонат ми минор и ре минор). Как правило, они отличаются наиболее полифонизированной фактурой и развернутыми масштабами, написаны в протяженной старинной двухчастной или трех-частной форме da capo. В Сонате ре минор четвертая часть — свободно построенное рондо с контрастным ре мажорным центральным эпизодом с выдержанным «волыночным» басом в начале.
Две быстрые части обрамляют третью, медленную, образующую краткое лирическое интермеццо. Эта часть, нередко написанная в параллельном мажоре или миноре по отношению к основной. тональности, иногда близка сарабанде (Соната соль минор), иногда полонезу (Соната ре минор).
В Сонату ре минор, как и в другие сонаты второй тетради, введена пятая часть — Allegro, служащее сжатым и лаконичным завершением цикла.
* * *
Валентин Зверев — солист Государственного академического симфонического оркестра СССР. Он получил образование в Ленинградской консерватории, которую окончил по классу профессора И. Ф. Януса. В течение нескольких лет работал в оркестре Ленинградского театра оперы и балета имени С. М. Кирова. В. Зверев — лауреат Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей (1963), Международных конкурсов в Праге (1968) и в Мюнхене (1970).
Концертная деятельность пианиста и клавесиниста Игоря Жукова началась с 1956 года. Он воспитанник Московской консерватории, которую окончил в 1960 году по классу профессора Г. Г. Нейгауза. В 1957 году Жуков был удостоен звания лауреата на Международном конкурсе пианистов имени Маргариты Лонг в Париже. Как солист и ансамблист он концертирует во многих городах СССР и зарубежных странах.